Маленькие ученики заводят особенную папку – ПОРТФОЛИО, в переводе с французского "портфель". Потфолио предназначен не для школьных заданий. Он необходим для записи успехов и достижений Ваших ребят. Заполняя портфолио, каждый из ребят сможет рассказать о себе, а папка сохранит их рассказы для них самих и других людей, которые захотят узнать их лучше. 

Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка:

— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");

— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным, раздел "Официальные документы" должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения!

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

Цели формирования портфолио:

Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников. Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. 

Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) - комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы. 

Структура портфолио:

Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты).

В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, коммуникативной, физкультурно- оздоровительной, трудовой деятельности.

 

Начиная с 2012-2013 учебного года наши ребята ведут Портфолио на основе брошюры-тетради «ПОРТФОЛИО учащегося начальной школы в 1-4 классах» (автор Татьяна Леонидовна Мишакина) и папки-приложения.  

Структура портфолио :

1. Титульный лист (оформляется педагогом)

2. Раздел «Я - первоклассник», «Я – второклассник", «Я – третьеклассник», «Я четвероклассник»:  задачи на учебный год (заполняется по годам обучения детьми  и родителями (законными представителями).

3. Раздел «Наблюдения в 1, 2, 3, 4 классе»: материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов, результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам,  достижения ученика в различных предметных областях,  трудовые успехи, общественные поручения, творческие, спортивно-оздоровительные успехи , достижения в проектной и исследовательской деятельности и т.д. (Заполняется учителем, психологом, педагогами доп. образования и т.д.)

4. Раздел «Пьедестал успехов»: мониторинг учебной и внеучебной деятельности учащегося  (Заполняется по годам обучения обучающимся).

5. Раздел «Мои шаги на пути к успеху»: планирование конкретных учебных задач обучающимся (Заполняется учащимся вместе с родителем и классным руководителем).

6. Раздел «Мои общеучебные успехи в 1, 2, 3, 4 классе»: анализ успехов с целью формирования сознательного отношения к учёбе и её конечным результатам, мониторинг сформированности у учащегося УУД (Заполняется учеником  и учителем).

7. Раздел «Конверты портфолио»: грамоты, лучшие рисунки, странички из тетрадей с самыми удачными и аккуратными работами, фотографии выступлений на концертах и конкурсах и т.д. (Заполняется учеником).

Важно помнить!

В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.