Открытый урок по русскому языку на тему «Сложносочинённые предложения. Повторение"

                                                                                                                        Класс: 9                                                                                                                                                                               Учитель: Перятинская Н.В.

Цели:

*повторять теоретические сведения по теме “Сложносочиненные предложения”;

*различать сложносочиненные предложения по структуре и средствам связи;

*уметь  расставлять знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

 

Тип урока :  повторительно-обобщающий

 Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал

 

Ход урока

- Добрый день. Сегодня мы работаем  над темой   «Повторение изученного о сложносочиненном предложении». Это урок обобщения. Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.

-- Какие цели будем сегодня преследовать ?(слайд 1)

-- Мотивация.(слайд 2)

--Начнем урок с орфоэпической и орфографической разминки (слайд 3)

Орфоэпическая работа 

 Углубить, поняла, понял,

 красивее, звонит, кашлянуть,

  обеспечение, ржаветь,

  исчерпать, газопровод,

  торты, верба, балованный,

  вероисповедание, квартал,

 каталог, эксперт, намерение.

 Орфографическая разминка

 Коло…а, инт..рнет,

тысяч..летие, р..активный,

ун..верситет, обс..рватория,

астр..номия, пр..зидент,

пр..зидиум, пр..в..легия,

пр..оритет,  пор..жать,

 пр..дорожная гости..ица,

 лё...кое пр..к..сновение.

 

---Работаем по вариантам. 1-й вариант выполняют орфоэпическую разминку,  2-й  вариант - орфографическую. Проверяем. Молодцы!

 

Повторение теоретического материала о сложносочинённом предложении.

 --Сегодня мы повторим сведения, полученные при изучении сложносочиненных предложений (ССП). Все задания будут объединены общей темой – темой любви.(слайд 4) 

Любовь –

она бывает разной.

Бывает отблеском на льду.
Бывает

болью неотвязной

Бывает

яблоней в цвету.(О. Высотская)

 

--Что представляет собой сложносочиненное предложение?(слайд5)

- Я предлагаю вашему вниманию вот такую таблицу. Отметьте в ней место ССП.(слайд 6). Все звенья скрыты.

-- Заполните следующую таблицу (слайд 7)

 

Основные группы ССП по союзам и значению.

 

Группы союзов

 по значению

Значение.

Союзы

 

Противопоставление явлений.

 

 

Явления происходят одновременно или следуют одно за другим.

 

 

Чередование явлений или возможность одного из двух или нескольких возможных.

 

 

 

 

 

 

 

  --Работаем в парах.

 

  Синтаксический  разбор  предложений. 

--Определение вида сложносочинённого предложения, составление  схем.(работа  на доске )

ž      

-- Он любит ее   и это простое открытие вызвало в нем целую  га(м,мм)у  чу..ств и переживаний.   (И. Поливанов)(слайд 8)

 -- Определите грамматические основы, расставьте знаки препинания.

-- С помощью какого союза соединены простые предложения?

 

--Аналогично разбираем следующие предложения:

            Владимир и писал бы оды  да Ольга не читала их.   (А. С. Пушкин)

            То  я  впадал  вн...запно  в  без..сходную хандру   то она вдруг начинала     п..чалит(?)ся.  (И. Поливанов)

 

-- Повторим сложносочинённые предложения с  общим второстепенным членом. (слайд 11)

 

Самостоятельная работа

- Наступило прекрасное время года – осень. Многие поэты и писатели посвящали ей замечательные строки. Вот и Иван Алексеевич Бунин написал небольшой рассказ «Осенние воспоминания».

Задание:   на карточках, которые лежат перед вами, записан этот текст, сейчас мы его прочитаем, а затем вы самостоятельно выпишите  1 вариант сложносочинённые предложения,  2 вариант простые предложения. Расставьте знаки препинания.(слайд 12).

 

 Во время выполнения звучит музыка без слов  Игоря Крутого  «Музыка для души. Мелодия осени» 

Осенние воспоминания.

      1.Вспоминается мне ранняя погожая осень.

      2.Воздух так чист, точно его совсем нет.

      3.В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой.

      4.Около шалаша вечером греется самовар, и по саду расстилается длинной полосой голубоватый дым.

     5.Темнеет.

     6. В саду горит костёр и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев.

     7.Пылает багровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные силуэты двигаются вокруг костра.

     8.  На  поляне  немного  светлее, и  над  головой  белеет  Млечный  Путь.  

      9. Долго  глядишь  в  темно – синюю  глубину  неба, переполненную  созвездиями.

      10. Потом  встрепенёшься  и, пряча  руки  в  рукава, быстро  побежишь  по  аллее  к  дому.

 (По  И. Бунину)

 

- Так проверяем.

-- Задание из ГИА.

 

Знание ССП  необходимо также при выполнении задания  из ГИА. (слайд 13) 

-Готовясь к государственной итоговой аттестации, мы работаем над заданиями трех типов. Наибольшую трудность, как показывают экзамены прошлых лет, составляет написание изложения с использованием приёмов сжатия. (14 слайд)  Перед вами текст.

 

Используя различные приёмы сжатия, передайте основную информацию так, чтобы объём вашего высказывания уменьшился вдвое.

Любовь – одно из самых возвыше..ых и прекрасных чувств на земле, и она неповторима  и вечна, как жизнь 

Настоящая любовь всегда бе..корыстна и самоотверженна, и она способна  пр..одолеть любые пр..пятствия.

Каждый человек обладает способностью любить, но люди эг..истического склада способны, пожалуй, только на вл..чение, влюбленность – не больше.

Поэтами всех времен и народов написа..ы десятки тысяч стих..творных  строк, продиктова..ых чистым, глубоким, нежным чувством любви, и они будут писать об этом всегда, пока жив человек и пока бьется его сер..це.

Во время выполнения звучит музыка без слов  Игоря Крутого  «Приятная музыка»

 

Проверочная работа  по вариантам.

 1 вариант для сильной группы уч-ся.

--Каждому предложению подбери соответствующую схему (под буквой предложения запиши  номер соответствующей схемы).

 

А) Подул ветерок с заречья,

 и сразу стало свежо.

 

Б) Выходит лето из весны и

 в осень позднюю уходит.

 

В) Слушайте тишину,. и

 тогда осень лесная покажет вам все богатства. 

Г) Третий выстрел, и птица поднялась с

дерева широкими взмахами своих крыльев.

Д) Вечерело, и в комнатах зажгли свечи.

 

Е)  Раннее утро, и вставать

совсем не хочется.

 

Ж) Лесная паутина тропинок окончилась, и

открылся великий простор.

 

З) Холодно, и за весь май черёмуха не

 успела отцвести.

 

И) Наконец принесли мороженое, и дети бросились к столу.

  1. 1.[0 и 0]
  1. 2.[опр.-лич.],  и [двусост.].

3.[ неопр.-лич.],и [двусост.] 

4.[ назывное   ], и  [ безлич.]                .

5.[  назывное ], и  [   двусост].              .

6.[ двусост.], и  [  безлич].               .

7.[ безлич.], и  [двусост.] 

8. [безлич. ], и  [  неопр.-лич 

9. [ двусост.], и  [двусост.].

 

А

Б

В

Г

 

Д

Е

Ж

З

И

             

 

 

 

                       

  2 вариант для слабой группы уч-ся.

Рабочий лист 2 группы.

Из простых предложений образуйте ССП. . Определите разновидность ССП.   Вставьте вместо точек подходящие по смыслу союзы и, но, то-то, ни-ни, составьте схемы.

1. Ветер подхватывает снег.  Начинается метель.

 2. Степь покрылась цветами и травами. Это буйное цветение длится недолго.…             

 3. …выскочит на поляну рябчик, … выйдет осторожно из чащи лось.

 

Итог урока.(слайд 17)

  --Закончите предложения:

 

1. Сложносочиненные предложения – это предложения, в     которых ….

2. Простые предложения соединяются в сложносочинённое с помощью…

3. Если в ССП есть общий второстепенный  член, то запятая в предложении …

4. Если отношение чередования явлений или возможности одного из двух или нескольких, то это предложение….

 Д\З

-  Ребята, вот мы и обобщили с вами знания по теме «ССП». (Оценки, д\з). (слайд 18)

Рефлексия.

--А сейчас мне хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке.  (19 слайд)  Перед вами карточки эмоционального состояния, вам нужно ответить всего на два вопроса.

Карточка эмоционального состояния